Ваш город:

ФГОС общего образования: версия 2019

24 июн. 2019 г.
0
1432

Почему изменения ФГОС обсуждают все заинтересованные лица, и почему так долго говорят, но мало что делают государственные чиновники? Когда власти наконец-то перейдут к реализации задач, поставленных Президентом РФ, о поднятии уровня российского образования до лучших мировых стандартов? Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы, а также проанализируем промежуточные итоги жарких дискуссий в обществе.

ФГОС общего образования: версия 2019

Необходимость реструктуризации федеральных государственных стандартов в системе общего образования назревала уже давно. Именно поэтому в последнее время тема грядущих изменений в средней школе обсуждается всеми участниками образовательного процесса все активнее и активнее. Это – учителя и ученики, родители и общественные объединения, представители Роспотребнадзора и, конечно, высшее руководство Министерства просвещения и Министерства высшего образования и науки РФ.

Основные направления ФГОС-2019

Как известно, стандарты, принятые в 2009-2010 году, в большей степени были продиктованы суровыми экономическими реалиями, обусловленными сложным переходным периодом в обществе и стране. При этом справедливости ради надо заметить, что вариативность прошлой общеобразовательной реформы, позволила некоторым школам (а это 10-20% от общего количества), вырваться в лидеры (кстати, добиться этого им удалось во многом благодаря опыту и энтузиазму педагогических коллективов).

Но не стоит забывать, что единство требований – главная концепция обучения и воспитания школьников, и аксиома педагогики. Поэтому настало время отказаться от бессистемной креативности, чтобы обеспечить равные требования для всех учеников страны.

Вопреки мнению противников грядущих реформ, никто не собирается лишать учителя возможности проявлять творческий подход в преподавании предмета. По словам разработчиков ФГОС-2019, новые стандарты общего образования направлены, прежде всего, на создание единых программных требований и системы оценивания, улучшения материальной базы и разгрузке учеников за счет построения оптимального расписания уроков.

За 10 лет, прошедших с момента внедрения предыдущих ФГОС, накопилось много вопросов. Поэтому и обсуждение новых стандартов длится долго. Как отмечает П. Зенькович, заместитель министра просвещения РФ, процесс обсуждения ФГОС общего образования затянулся еще и потому, что разработчики стандартов стремятся принять во внимание мнение всех участников образовательного процесса, чтобы окончательно конкретизировать требования и привести их в соответствие с законом. Он также акцентировал внимание на том, что после обсуждения потребуется значительная пауза для обработки всех замечаний и мнений командой экспертов. Другими словами, быстрого внедрения новых стандартов ждать не стоит (но это, может быть и к лучшему, поскольку появляется надежда на разработку "продуманных" требований).

Какие мнения учтены?

ФГОС-2019 ориентированы в первую очередь на Национальный проект «Образование», в котором обозначены главные цели современной системы российского общего образования:

  • качество и конкурентоспособность;
  • воспитание личности на основе национальных и духовно-нравственных принципов, сложившихся в государстве;
  • внедрение современных методов обучения и передовых технологий, способствующих усвоению базовых знаний и умений;
  • повышение мотивации к обучению;
  • поддержка и развитие талантов у детей и молодежи;
  • профессиональная ориентация учеников, основанная на принципах самоопределения;
  • внимание и поддержка детей с ограниченными возможностями.

Естественно, чтобы каждая из этих задач была реализована в масштабах всей страны максимально качественно и эффективно потребуется не только время, но и кадровые, и материальные ресурсы.

В обсуждении насущных проблем общего образования самое активное участие принимают педагоги, которых интересуют не только передовые методы обучения, но и решение актуальных бытовых проблем: нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень заработной платы, социальные вопросы. Специалисты уверены, что все эти вопросы необходимо решать комплексно, в рамках реализации проекта «Образование», чтобы система не давала сбоев посте запуска.

При разработке новых ФГОС также учитываются мнения как школьников, так и их родителей. Поскольку наука не стоит на месте и стремительно развивается, новые базовые знания отражаются в школьных программах. Как следствие, постоянно увеличивается нагрузка не только на педагогов, но и на школьников. Родители отмечают, что их детям учиться с каждым днем все сложнее и сложнее. Чтобы решить эту проблему в федеральных государственных стандартах будут прописаны нормы домашнего задания. Предполагается регламентировать расписание уроков таким образом, чтобы равномерно распределить сложные предметы на всю учебную неделю. Кроме того, специалистами детально рассматривается вопрос о минимальном и максимальном количестве часов для изучения каждой программы с применением норм СанПиН.

Законодательно закрепляются равные возможности обучения для школьников из российской глубинки и учеников столичных школ. В том числе речь идет и об оснащении все без исключения российских школ современными технологиями. Конечно же, для этого потребуется создание материально-технической базы, что, в свою очередь, невозможно без выделения средств их федерального и местных бюджетов. А сделать это за один день нереально.

Кроме того, ожидается, что новые ФГОС позволят воплотить в жизнь такие тезисы, как:

  • школа должна обеспечивать равные возможности для всех граждан страны, включая детей с ограниченными возможностями;
  • создание единой образовательной программы устранит сложности при переходе ребенка из одной школы в другую.

Нельзя не отметить, что современная система образования постепенно возвращается к вопросам воспитания личности и профессиональной ориентации – базовым принципам всестороннего развития в советской школе. Поэтому разработчики новых ФГОС собирают и систематизируют лучшие традиции и позитивный опыт воспитания, на который возобновился запрос в обществе.

Конечно же, все эти вопросы требуют детализации, проработки и закрепления в нормативных документах. И не случайно Национальный проект «Образование» рассчитан до 2024 года.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Анзор Музаев выступает на Всероссийском совещании с региональными министрами образования
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев принял участие во Всероссийском совещании с региональными министра..
Глава Рособрнадзора рассказал о приоритетных задачах на 2025 год
17 дек. 2024 г.
0
355
Вдохновение джазом: новый формат в образовании. Первый Educational JAM собрал экспертов на творческой импровизации
У джазовых музыкантов есть такое понятие «джем» — формат, который объединяет исполнителей для свободного творческого самовыражения. Но теперь это не т..
Вдохновение джазом: новый формат в образовании. Первый Educational JAM собрал экспертов на творческой импровизации
16 дек. 2024 г.
0
885
Школьники сдают экзамен
Первый зампред Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Леонид Огуль предложил ввести в школах предмет «Моё здоровье», а Минцифры и Минпросвещения Росси..
О предмете «Моё здоровье», учебнике по информатике и демонстрационном экзамене для школьников РФ
16 дек. 2024 г.
1
1016
Оставить свой комментарий

Ваш город: